BMW ART CARS
BMW ART CARS

BMW M1 Procar / Andy Warhol (1979). Art Car №4

После трех лет выступлений BMW Art Car на гонках "24 часа Ле-Мана" подряд (1975, 76 и 77 годы) последовал двухлетний перерыв, прежде чем появился и 4 автомобиль.

Несмотря на задержку, не было никаких сомнений в том, что продолжение будет; программа Art Car получила широкую известность для BMW по всему миру и создала узнаваемость бренда далеко за пределами традиционного автомобильного сектора.

Благодаря сотрудничеству с, возможно, самым известным художником 20-го века, этот экземпляр станет самым известным и, возможно, самым ценным BMW всех времен.

BMW E26 M1 Procar

Как и в случае со всеми тремя предыдущими арт-карами, BMW сама выбрала гоночную модель для проекта номер четыре: E26 M1 Procar.

M1 был задуман как специальный омологационный автомобиль, на котором можно было бросить вызов Porsche. BMW решили создать сначала гоночный автомобиль, а уже из него потом сделать дорожную версию.
В поисках партнеров Неерпаш отправился в Италию, где подписал контракты с Lamborghini и Italdesign. Дизайном проекта E26 в Italdesign занялась группа Луиджи Капеллини под чутким надзором Джорджетто Джуджаро. За основу был взят концепткар Поля Брака BMW Turbo Coupe, впервые показанный публике на Олимпийских играх ’72 в Мюнхене.
За разработку шасси отвечали Мартин Браунгарт со стороны BMW и Джанпаоло Даллара от Lamborghini.

К сожалению, выбрав Lamborghini в качестве партнера по разработке, проект погряз в задержках из-за хронической бесхозяйственности в пострадавшей от кризиса итальянской компании.
Как следствие, M1 не был омологирован в ожидаемые сроки, что означало, что он мог участвовать только в мероприятиях по приглашению, организованных за пределами главного мирового чемпионата.

В 1979 году Йохену Неерпашу пришла мысль - раз нам нельзя на трассу, то мы создадим собственную гоночную серию под эту машину. Так появился чемпионат BMW M1 Procar Championship, в котором участвовали многие пилоты Формулы-1. Все они выступали на одинаковых автомобилях Procar BMW М1 в 1979 и 80 годах. В итоге чемпионат Procar стал большим успехом и во многом компенсировал отсутствие признания на мировой арене.
Кстати, мы посвятили отдельную страницу этому чемпионату, если интересно - заглядывайте.
M1 Procars отличался 3,5-литровыми шестицилиндровыми двигателями M88/1, которые выдавали 470 л.с. – на 193 л.с. выше, чем в серийной версии. Подвеска, тормоза, рулевое управление, колеса и шины были модернизированы, интерьер был полностью разобран, стекла заменены на пластик, в салоне появился каркас и был установлен впечатляющий широкий аэродинамический обвес.

ЭНДИ УОРХОЛ

Чтобы раскрасить свой арт-кар M1, BMW обратилась к американскому художнику и кинорежиссеру Энди Уорхолу.

Родившийся в Питтсбурге в 1928 году, Уорхол окончил среднюю школу в 1945 году и поступил в Технологический институт Карнеги, где изучал коммерческое искусство до 1949 года.
По окончании курса Уорхол уехал в Нью-Йорк, где начал карьеру в сфере коммерческого и рекламного искусства. Он быстро привлек к себе внимание своими инновационными стилями и техниками, что привело к первой персональной выставке в галерее Хьюго в Нью-Йорке в 1952 году.
Позже в том же десятилетии Уорхол был нанят RCA Records для разработки обложек альбомов и других рекламных материалов.

В 1962 году Уорхол начал осваивать процесс шелкотрафаретной печати, обучившись этой технике у Макса Артура Коэна. В том же году Уорхол также создал The Factory, отделанную серебром студию на 47-й улице, где ему помогала команда в производстве шелкографии, фильмов, скульптур и других работ.
Последующие картины Уорхола, изображающие тривиальные предметы и портреты знаменитостей, катапультировали его на олимп международной славы; его работы стали рассматриваться как квинтэссенция темы поп-арта, которая стремилась перевернуть традиционные художественные идеи.

Часто противоречивые, а иногда и скандальные творения привели к тому, что к концу 1960-х Энди Уорхол был, пожалуй, самым известным художником в мире из живущих на тот момент.

М1 PROCAR УОРХОЛА

Для комиссии BMW M1 Уорхол заявил: “Я пытался передать ощущение скорости. Когда машина едет очень быстро, все линии и цвета становятся размытыми”.

Другие художники, которые ранее украшали гоночные автомобили BMW, делали это, нарисовав черновой вариант на уменьшенной модели, затем ассистенты под руководством художника переносили его на реальный автомобиль. Уорхол, однако, был первым, кто нарисовал все сам и ему потребовалось менее получаса, чтобы нарисовать полноразмерный M1. Перенося свои идеи на автомобиль таким образом, он смог четко запечатлеть на нем свой собственный характер.

Он был выдержан в ярких синих, красных, зеленых и желтых тонах, которые обычно использовал Уорхол, причем каждая неровная секция переходила в следующую.

После окончания работы Уорхол сказал знаменитую фразу: “Я люблю эту машину. Это получилось лучше, чем художественное произведение”.

1979 BMW M1 Group 4 Гоночная версия

  • 6-цилиндровый рядный двигатель
  • 4 клапана на цилиндр
  • Сдвоенные верхние распределительные валы
  • Объем двигателя: 3500 куб.см
  • Выходная мощность: 470 л.с.
  • Максимальная скорость: 307 км/ч

1979 ЛЕ - МАН 24 ЧАСА

Как и в случае со всеми тремя предыдущими арт-автомобилями BMW, M1 Энди Уорхола был отправлен во Францию, где он должен был участвовать в гонке "24 часа Ле-Мана".

Мероприятие 1979 года состоялось в выходные дни 9 и 10 июня. Руководители гонки приняли M1 в свою категорию IMSA GTX.

За рулем был Эрве Пулен, помимо Марселя Миньо и Манфреда Винкельхокома. Напомним, что это Пулен начал программу Art Car еще в 1975 году и участвовал в гонках 1975 и 77 годов.

По итогу M1 занял 23-е место и был быстрее, чем все Ferrari 512 BB LM и многие Porsche 935 с двойным турбонаддувом.

К полуночи BMW поднялся до 14-го места, не смотря на сильный дождь с грозой.
К 6 утра M1 ворвался в первую десятку, а два часа спустя поднялся на седьмое место. Однако затем двигатель начал работать всего на пяти цилиндрах, и около 9 утра автомобиль был задержан на 80 минут, чтобы исправить неисправное сцепление, которое выбило его из первой десятки.

Тем не менее, гонщики не сдавались, и к полудню они вернулись на десятое место. С тех пор M1 каждый час поднимался на одну позицию, заняв шестое место в общем зачете и второе место в категории IMSA с объемом двигателя более 2,5 литров.
После своего единственного выступления на соревнованиях модель Andy Warhol M1 попала в собственную коллекцию BMW, где и находится до сих пор.
Фото:  bmw.com / bmwgroup.com

КУПИТЬ ПОСТЕР

Мы изготовили лимитированную серию постеров, посвященных BMW Art cars и конкретно этой BMW M1. У вас есть уникальная возможность украсить стену частичкой истории.