Истории автомобилей BMW
BMW PROCAR BMW M1

BMW M1 PROCAR

Некоторые автомобили уже становятся легендами, как только сходят с конвейера. Например, BMW M1 – потрясающий спортивный автомобиль, который был разработан как для городского использования, так и для гонок 40 лет назад.
BMW M1 был создан для жизни на гоночной трассе, о чем свидетельствует каждая его гайка и болт. Поэтому дорожная версия была особенно впечатляющей, развивая максимальную скорость более 260 км/ч, что позволило автомобилю войти в книгу рекордов как ‘самому быстрому спортивному автомобилю Германии’. Однако гоночные варианты BMW M1, которые выпускались в соответствии с правилами 4-й и 5-й групп, были еще более впечатляющими.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: ДВИГАТЕЛЬ BMW M88

После своего основания в 1972 году BMW Motorsport GmbH завоевала свою репутацию благодаря международным успехам, достигнутым с помощью BMW 2002 и BMW 3.0 CSL. Эти успехи будут подкреплены производительностью BMW M1. Во время телевизионного выступления в начале 1978 года Йохен Нерпаш, тогдашний исполнительный директор BMW Motorsport GmbH, представил гоночную версию BMW M1, впервые окрашенную в классические цвета: белый, красный и синий.
Для команды во главе с Полом Роше, который отвечал за двигатель, не составило труда настроить двигатель серийного автомобиля на мощность, необходимую для обеспечения конкурентоспособности BMW M1 в группе 4. Кованые поршни, переработанные шатуны, другие распределительные валы, увеличенные клапаны, переход на скользящие дроссели вместо дроссельных заслонок, а также переработанные выпускные коллекторы позволили увеличить мощность шестицилиндрового агрегата с первоначальных 277 л.с. до всего лишь 500 л.с.
BMW M88 с сухим картером был установлен вдоль передней части задней оси и превратил BMW M1 в настоящий среднемоторный автомобиль. Для моделей, соответствующих омологации 5–й группы, мощность двигателя может быть – в зависимости от наддува двух турбокомпрессоров - снова почти удвоена.

ЛАКОНИЧНЫЙ ДИЗАЙН ДЛЯ ГОНОК

В своей гоночной версии шасси BMW M1 также претерпело некоторые существенные изменения. Вся ненужная облицовка была удалена из интерьера, а элементы управления были сведены к минимуму. Шасси также было доработано, как и тормозная система. Алюминиевый каркас повысил безопасность водителя.

Во время тест-драйвов в апреле 1978 года пилоту-испытателю было чрезвычайно трудно удерживать гоночный автомобиль на трассе. Таким образом, к автомобилю было прикреплено массивное заднее антикрыло, чтобы создать необходимую прижимную силу. Несмотря на дополнительные удлинения крыла и заниженное шасси, передняя часть гоночной версии не сильно отличалась от дорожной.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БЫЛО ИСПОЛНЕНО

При снижении веса до спортивных 1020 кг BMW M1 Procar разгонялся с 0-100 км/ч за 4,5 секунды и развивал максимальную скорость около 310 км/ч. Экипированный таким образом, Марк Сюрер преодолел легендарную трассу Нюрбургринга Nordschleife всего за 7:55,9 минут.

Однако BMW M1, построенный в соответствии с правилами группы 4, был доступен не только для пяти пилотов Формулы-1 в гонке на кубок Procar. Готовый к использованию гоночный автомобиль можно было приобрести непосредственно с завода за 150 000 немецких марок. Известные тюнеры, такие как Шницер и Хайдеггер, воспользовались этим предложением.

Гоночный автомобиль производился в нескольких местах. Предварительно собранный BMW M1 поступал либо непосредственно в BMW Motorsport GmbH, либо отправлялся на доработку в Оселлу в Италии или к Рону Деннису в Великобританию. Однако собранные детали всегда отбирались и предоставлялись мюнхенскими производителями. Сочетание BMW M1, изготовленного на заводе, и BMW M1, подготовленного частными командами, повысило привлекательность Procar.

НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ: M1 ГРУППЫ 5 С ДВИГАТЕЛЕМ С ДВОЙНЫМ ТУРБОНАДДУВОМ

В тени серии Procar были и успехи BMW M1 в соответствии с правилами группы 5, куда допускались специальные серийные автомобили, которые должны были происходить от омологированных автомобилей других гоночных категорий. Это было в рамках правил. Двигатель BMW M88/2 обеспечивал мощную тягу, а мощные крылья обеспечивали необходимую прижимную силу. Супер-купе с кевларовым экстерьером и усиленным шасси отметилось многочисленными победами.

В 1981 году BMW M1 доминировал на американском чемпионате IMSA GTO. Дэйв Кауарт и Кенпер Миллер финишировали на первом и втором местах. Только один из пилотов, вошедших в десятку лучших в том году, не был за рулем среднемоторного купе BMW. Производство BMW M1 закончилось в том же году, после того как свет увидели в общей сложности 46 гоночных автомобилей Procar.

СЕРИЯ BMW M1 PROCAR

Только мастерство вождения отличало победителей в серии BMW M1 Procar от побежденных, и этот аспект, в свою очередь, стал основной проблемой серии. В равной степени звук, создаваемый двигателем BMW M88, и спортивный дизайн гоночного автомобиля захватывали воображение зрителей при каждом появлении автомобилей на гоночной трассе.
Рецепт успеха серии был прост: пять самых быстрых пилотов Формулы’1: Марио Андретти, Джеймса Ханта, Ники Лауду, Эмерсона Фиттипальди и Клэя Регаццони. Первые пять позиций в стартовой сетке гонки Procar были зарезервированы за звездами, а баланс на трассе выровнялся в соответствии со временем, установленным во время специальных тренировочных сессий для гонщиков BMW M1. И все были вовлечены: гонщики и команды обязались принять участие, при условии, что это не было запрещено их контрактами.

УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ В 1979 ГОДУ

Серия стартовала 12 мая 1979 года, когда в Золдере была отмечена первая серия BMW M1 Procar. Элио де Анджелис из Италии, стартовавший с 15 позиции, вошел в историю как первый победитель. Однако к финалу сезона в Монце признанная звезда Формулы-1 был впереди по очкам: двукратный чемпион мира Ники Лауда одержал в серии три победы в общем зачете и занял второе место в Монце – и был вознагражден кругленькой суммой призовых, а также совершенно новым BMW M1.

Серия Procar завоевала огромную популярность как среди фанатов, так и среди гонщиков за очень короткий промежуток времени. Нельсон Пике выразил это в двух словах, когда после пятничной тренировки он размышлял: “Может быть, я был так быстр здесь только потому, что водил BMW”.

ФИНАЛЬНЫЙ РЫВОК ПИКЕ РЕШАЕТ СУДЬБУ ВТОРОГО СЕЗОНА PROCAR

Три победы подряд в финальных 3х этапах гонок: именно этот путь был выбран Нельсоном Пике для завоевания титула чемпиона серии Procar BMW M1 в 1980 году. В процессе он отправил Алана Джонса и Ханса-Йоахима Стика на второе и третье места соответственно. Джонс, который впоследствии стал чемпионом мира Формулы-1, был одним из самых больших фанатов М1. Австралиец был одним из первых, кто приобрел один из спортивных автомобилей для себя.
Фото: bmw-motorsport.com