
Идея создания ставшей легендарной линейки арт-каров BMW родилась вне стен компании БМВ: молодой французский аукционист Эрве Пулен предложил концепцию, как средство объединения двух его страстей – искусства и скорости.
Пулен был одним из первых аукционистов, который руководил продажей классических и коллекционных автомобилей. В 1973 году он также опубликовал основополагающую работуL’Art et l’Automobile ("Искусство и автомобиль").
Пулен представил свою концепцию арт-кара в начале 1975 года и нашел поддержку у главы BMW Motorsport Йохена Неерпаша. Пулен предложил BMW предоставить автомобиль, которую мог бы украсить выдающийся современный художник. А чтобы привлечь максимальную огласку, машина должна была затем участвовать в гонках в Ле-Мане 24 ч.
Отдел по связям с общественностью BMW поддержал эту идею, и Пулену пообещали E9 CSL, если он сможет сделать интересное предложение.
Пулен был одним из первых аукционистов, который руководил продажей классических и коллекционных автомобилей. В 1973 году он также опубликовал основополагающую работуL’Art et l’Automobile ("Искусство и автомобиль").
Пулен представил свою концепцию арт-кара в начале 1975 года и нашел поддержку у главы BMW Motorsport Йохена Неерпаша. Пулен предложил BMW предоставить автомобиль, которую мог бы украсить выдающийся современный художник. А чтобы привлечь максимальную огласку, машина должна была затем участвовать в гонках в Ле-Мане 24 ч.
Отдел по связям с общественностью BMW поддержал эту идею, и Пулену пообещали E9 CSL, если он сможет сделать интересное предложение.
BMW E9 CSL
BMW Motorsport активно участвовала в гонках Group 2 CSL в своем дебютном сезоне (1973). В 1974 году программа была значительно сокращена, прежде чем рабочая команда вернулась с улучшенной моделью для участия в IMSA GTO Championship 1975 года в США. В целом похожие автомобили были представлены в Европе командами-сателлитами BMW.
Узнав, что один из запасных автомобилей IMSA будет предоставлен для гонки в Ле-Мане 1975 года, а все, что оставалось - это найти художника, Пулен обратился к своему другу, известному скульптору Александру Колдеру.
Вооружившись моделью CSL, купленной в магазине игрушек, Пулен направился к дому Колдера на юге Франции. За обедом была заключена сделка, и Пулен вернулся в Мюнхен с хорошими новостями.
Вооружившись моделью CSL, купленной в магазине игрушек, Пулен направился к дому Колдера на юге Франции. За обедом была заключена сделка, и Пулен вернулся в Мюнхен с хорошими новостями.
АЛЕКСАНДР КОЛДЕР
Александр Колдер родился в семье художников в Пенсильвании в 1898 году, отец и дед Александра Колдера оба были скульпторами, а его мать была профессиональным художником-портретистом.
Хотя он работал над скульптурами с раннего возраста, родители Колдера не хотели, чтобы он становился художником, поэтому вместо этого он решил изучать машиностроение. Несмотря на свой талант к математике, после нескольких различных инженерных работ Колдер решил переехать в Нью-Йорк и продолжить карьеру художника. Он поступил в Лигу студентов-художников, а три года спустя (в 1926 году) переехал в Париж и поступил в Академию Большого Шомьера.
Одновременно Колдер основал собственную студию и подружился с рядом художников-авангардистов, включая Фернара Леже, Жана Арпа и Марселя Дюшана.
В дополнение к своим скульптурам Колдер начал создавать механические игрушки, проволочные скульптуры и абстрактные мобили, которые приводились в движение различными двигателями и воздушным потоком.
Хотя он работал над скульптурами с раннего возраста, родители Колдера не хотели, чтобы он становился художником, поэтому вместо этого он решил изучать машиностроение. Несмотря на свой талант к математике, после нескольких различных инженерных работ Колдер решил переехать в Нью-Йорк и продолжить карьеру художника. Он поступил в Лигу студентов-художников, а три года спустя (в 1926 году) переехал в Париж и поступил в Академию Большого Шомьера.
Одновременно Колдер основал собственную студию и подружился с рядом художников-авангардистов, включая Фернара Леже, Жана Арпа и Марселя Дюшана.
В дополнение к своим скульптурам Колдер начал создавать механические игрушки, проволочные скульптуры и абстрактные мобили, которые приводились в движение различными двигателями и воздушным потоком.

Уникальные творения Колдера быстро привлекли к себе внимание, и в 1929 году он провел свою первую персональную выставку. К середине 1930-х годов он создавал огромные произведения, которые были признаны самыми инновационными американскими образцами 20-го века. Несмотря на внушительные размеры, зачастую монументальные, работы Колдера выглядели легкими и жизнерадостными.
Вернувшись в Америку в 1933 году, Колдер снова вернулся во Францию в 1956 году.
Помимо скульптур, Колдер рисовал на протяжении всей своей карьеры. Общими темами были животные и геометрические фигуры.
BMW CSL не был первым автомобильным заказом Колдера. В 1973 году он покрасил самолет Douglas DC-8 под названием Flying Colors для авиакомпании Braniff International Airways
Вернувшись в Америку в 1933 году, Колдер снова вернулся во Францию в 1956 году.
Помимо скульптур, Колдер рисовал на протяжении всей своей карьеры. Общими темами были животные и геометрические фигуры.
BMW CSL не был первым автомобильным заказом Колдера. В 1973 году он покрасил самолет Douglas DC-8 под названием Flying Colors для авиакомпании Braniff International Airways

CSL КОЛДЕРА
Как и в случае с большей частью его работ, Колдер покрыл BMW, используя основные цвета и изящные плавные изгибы. Привлекательная ливрея создавала впечатление, что автомобиль движется; он мгновенно стал хитом, как среди поклонников гоночных автомобилей, так и среди искусствоведов.


Во многих отношениях CSL идеально подытожил подход Колдера к своему искусству:
“Я хочу создавать вещи, на которые интересно смотреть, которые не имеют никакой пропагандистской ценности".
“Я хочу создавать вещи, на которые интересно смотреть, которые не имеют никакой пропагандистской ценности".

1975 BMW CSL. Art Car N°1
- 6-цилиндровый рядный двигатель
- 4 клапана на цилиндр
- Сдвоенные верхние распределительные валы
- Объем двигателя: 3210 куб.см
- Выходная мощность: 480 л.с.
- Максимальная скорость: 291 км/ч
1975 ЛЕ-МАН 24 Ч
Ошеломляющий CSL был отдан для пилотов Эрве Пулена, Сэма Поузи и Жана Гише, которые участвовали в гонке "24 часа Ле-Мана" 1975 года. Он прошел в класс Touring и вызвал сенсацию. Колдер естественно присутствовал, чтобы увидеть премьеру своей работы.
Кстати, этот CSL был застрахован на 1 миллион марок или 430 000$.
Автомобиль был оснащен 3,2-л рядным 6-ти цилиндровым двигателем DOHC и мощностью 480 л.с., в результате Posey квалифицировался CSL на десятой позиции. Это был, без сомнения, самый быстрый туринг автомобиль среди участников, а также быстрее, чем любой из автомобилей GT.
Поузи был седьмым в конце первого круга, но вскоре оказался в боксах, где нужно было устранить засорившийся топливный клапан.
Проиграв круг, Поузи сошел с дистанции, и через два часа BMW был девятым.
Прошло три часа, Поузи был шестым, а к 8 вечера CSL переместился на пятое место.
Однако незадолго до 9 вечера вышел из строя шарнир шруса, и CSL застрял на трассе.
Так и закончилась премьера этого шедевра.
Кстати, этот CSL был застрахован на 1 миллион марок или 430 000$.
Автомобиль был оснащен 3,2-л рядным 6-ти цилиндровым двигателем DOHC и мощностью 480 л.с., в результате Posey квалифицировался CSL на десятой позиции. Это был, без сомнения, самый быстрый туринг автомобиль среди участников, а также быстрее, чем любой из автомобилей GT.
Поузи был седьмым в конце первого круга, но вскоре оказался в боксах, где нужно было устранить засорившийся топливный клапан.
Проиграв круг, Поузи сошел с дистанции, и через два часа BMW был девятым.
Прошло три часа, Поузи был шестым, а к 8 вечера CSL переместился на пятое место.
Однако незадолго до 9 вечера вышел из строя шарнир шруса, и CSL застрял на трассе.
Так и закончилась премьера этого шедевра.

После этого E9 вернули в Мюнхен и сохранили в качестве экспоната.

Это была одна из последних работ Александра Колдера перед его неожиданной смертью от сердечного приступа в Нью-Йорке в ноябре 1976 года.
2021
Вашему вниманию затянутая документалка о создании еще одного Calder BMW Art Car для фонда Колдера. Проект реализовал мечту Колдера о создании собственного образца первого художественного автомобиля BMW. И это не реплика/копия - это просто второй такой же автомобиль с тем же VIN номером. Мы накинули перевод нейросетью, получилось коряво, но суть ясна.
Фото: bmw.com
КУПИТЬ ПОСТЕР
Мы изготовили лимитированную серию постеров, посвященных BMW Art cars и конкретно этой BMW E9 3.5 CSL. У вас есть уникальная возможность украсить стену частичкой истории.
