BMW ART CARS
BMW ART CARS BMW E9

BMW E9 3.5 CSL / Alexander Calder (1975). Art Car №1

Идея создания ставшей легендарной линейки арт-каров BMW родилась вне стен компании БМВ: молодой французский аукционист Эрве Пулен предложил концепцию, как средство объединения двух его страстей – искусства и скорости.
Пулен был одним из первых аукционистов, который руководил продажей классических и коллекционных автомобилей. В 1973 году он также опубликовал основополагающую работуL’Art et l’Automobile ("Искусство и автомобиль").

Пулен представил свою концепцию арт-кара в начале 1975 года и нашел поддержку у главы BMW Motorsport Йохена Неерпаша. Пулен предложил BMW предоставить автомобиль, которую мог бы украсить выдающийся современный художник. А чтобы привлечь максимальную огласку, машина должна была затем участвовать в гонках в Ле-Мане 24 ч.

Отдел по связям с общественностью BMW поддержал эту идею, и Пулену пообещали E9 CSL, если он сможет сделать интересное предложение.

BMW E9 CSL

BMW Motorsport активно участвовала в гонках Group 2 CSL в своем дебютном сезоне (1973). В 1974 году программа была значительно сокращена, прежде чем рабочая команда вернулась с улучшенной моделью для участия в IMSA GTO Championship 1975 года в США. В целом похожие автомобили были представлены в Европе командами-сателлитами BMW.
Узнав, что один из запасных автомобилей IMSA будет предоставлен для гонки в Ле-Мане 1975 года, а все, что оставалось - это найти художника, Пулен обратился к своему другу, известному скульптору Александру Колдеру.

Вооружившись моделью CSL, купленной в магазине игрушек, Пулен направился к дому Колдера на юге Франции. За обедом была заключена сделка, и Пулен вернулся в Мюнхен с хорошими новостями.

АЛЕКСАНДР КОЛДЕР

Александр Колдер родился в семье художников в Пенсильвании в 1898 году, отец и дед Александра Колдера оба были скульпторами, а его мать была профессиональным художником-портретистом.

Хотя он работал над скульптурами с раннего возраста, родители Колдера не хотели, чтобы он становился художником, поэтому вместо этого он решил изучать машиностроение. Несмотря на свой талант к математике, после нескольких различных инженерных работ Колдер решил переехать в Нью-Йорк и продолжить карьеру художника. Он поступил в Лигу студентов-художников, а три года спустя (в 1926 году) переехал в Париж и поступил в Академию Большого Шомьера.

Одновременно Колдер основал собственную студию и подружился с рядом художников-авангардистов, включая Фернара Леже, Жана Арпа и Марселя Дюшана.

В дополнение к своим скульптурам Колдер начал создавать механические игрушки, проволочные скульптуры и абстрактные мобили, которые приводились в движение различными двигателями и воздушным потоком.
Уникальные творения Колдера быстро привлекли к себе внимание, и в 1929 году он провел свою первую персональную выставку. К середине 1930-х годов он создавал огромные произведения, которые были признаны самыми инновационными американскими образцами 20-го века. Несмотря на внушительные размеры, зачастую монументальные, работы Колдера выглядели легкими и жизнерадостными.

Вернувшись в Америку в 1933 году, Колдер снова вернулся во Францию в 1956 году.

Помимо скульптур, Колдер рисовал на протяжении всей своей карьеры. Общими темами были животные и геометрические фигуры.

BMW CSL не был первым автомобильным заказом Колдера. В 1973 году он покрасил самолет Douglas DC-8 под названием Flying Colors для авиакомпании Braniff International Airways

CSL КОЛДЕРА

Как и в случае с большей частью его работ, Колдер покрыл BMW, используя основные цвета и изящные плавные изгибы. Привлекательная ливрея создавала впечатление, что автомобиль движется; он мгновенно стал хитом, как среди поклонников гоночных автомобилей, так и среди искусствоведов.
Во многих отношениях CSL идеально подытожил подход Колдера к своему искусству:

“Я хочу создавать вещи, на которые интересно смотреть, которые не имеют никакой пропагандистской ценности".

1975 BMW CSL. Art Car N°1

  • 6-цилиндровый рядный двигатель
  • 4 клапана на цилиндр
  • Сдвоенные верхние распределительные валы
  • Объем двигателя: 3210 куб.см
  • Выходная мощность: 480 л.с.
  • Максимальная скорость: 291 км/ч

1975 ЛЕ-МАН 24 Ч

Ошеломляющий CSL был отдан для пилотов Эрве Пулена, Сэма Поузи и Жана Гише, которые участвовали в гонке "24 часа Ле-Мана" 1975 года. Он прошел в класс Touring и вызвал сенсацию. Колдер естественно присутствовал, чтобы увидеть премьеру своей работы.
Кстати, этот CSL был застрахован на 1 миллион марок или 430 000$.

Автомобиль был оснащен 3,2-л рядным 6-ти цилиндровым двигателем DOHC и мощностью 480 л.с., в результате Posey квалифицировался CSL на десятой позиции. Это был, без сомнения, самый быстрый туринг автомобиль среди участников, а также быстрее, чем любой из автомобилей GT.

Поузи был седьмым в конце первого круга, но вскоре оказался в боксах, где нужно было устранить засорившийся топливный клапан.

Проиграв круг, Поузи сошел с дистанции, и через два часа BMW был девятым.
Прошло три часа, Поузи был шестым, а к 8 вечера CSL переместился на пятое место.
Однако незадолго до 9 вечера вышел из строя шарнир шруса, и CSL застрял на трассе.
Так и закончилась премьера этого шедевра.
После этого E9 вернули в Мюнхен и сохранили в качестве экспоната.
Это была одна из последних работ Александра Колдера перед его неожиданной смертью от сердечного приступа в Нью-Йорке в ноябре 1976 года.

2021

Вашему вниманию затянутая документалка о создании еще одного Calder BMW Art Car для фонда Колдера. Проект реализовал мечту Колдера о создании собственного образца первого художественного автомобиля BMW. И это не реплика/копия - это просто второй такой же автомобиль с тем же VIN номером. Мы накинули перевод нейросетью, получилось коряво, но суть ясна.
Фото: bmw.com

КУПИТЬ ПОСТЕР

Мы изготовили лимитированную серию постеров, посвященных BMW Art cars и конкретно этой BMW E9 3.5 CSL. У вас есть уникальная возможность украсить стену частичкой истории.