В 1976 году этот BMW 3.0 CSL промчался по гоночной трассе со скоростью 300 км/ч на 24-часовой гонке в Ле-Мане, что не является чем-то необычным для гоночного автомобиля BMW. Что действительно выделялось, так это то, что это был скоростной BMW Art Car, созданнный Фрэнком Стеллой.
Презентация второго в мире арт-кара вызвала огромный ажиотаж, поскольку мир искусства все еще находился под впечатлением от первого арт-кара BMW.
Эти ожидания были более чем оправданы, поскольку Стелла разработал черно-белый дизайн, основанный на миллиметровой бумаге большого размера. Вырезанные линии по всему кузову подчеркивают геометрический вид автомобиля. Объясняя идею, лежащую в основе его скоростного произведения искусства, Фрэнк Стелла, родившийся в 1936 году, сказал: “Мой дизайн - это своего рода чертеж, нанесенный на весь кузов автомобиля”.
ФРЭНК СТЕЛЛА
Стелла родился в 1936 году в Малдене, штат Массачусетс, и начал изучать искусство в Академии Филлипса в Андовере в возрасте 14 лет, а затем продолжил изучать историю в Принстоне. После этого он открыл студию в Нью-Йорке, в которой были созданы многие из его широко известных “Переходных картин” и “Черных картин”.
Выставка его работ была проведена в Музее современного искусства еще в 1959 году. В этот творческий период безошибочно чувствуется влияние абстрактных экспрессионистов. “Постабстракционистские”, в основном крупномасштабные картины в стиле поп-арт, созданные им в 1960-х годах, теперь вошли в историю искусства.
С 1960 по 1980 год Стелла выставлялся по всему миру, продолжая при этом работать учителем. С 1978 по 1980 год в США проходила передвижная выставка, демонстрирующая ретроспективу его работ. Его последующие творческие работы состоят в основном из рельефных рисунков.
1976 BMW 3.0 CSL
6-цилиндровый рядный двигатель
С турбонаддувом
4 клапана на цилиндр
Сдвоенные верхние распределительные валы
Объем двигателя: 3210 куб.см
Выходная мощность: 750 л.с.
Максимальная скорость: 341 км/ч
BMW CSL ФРЭНКА СТЕЛЛЫ
Фрэн Стелла не только воплощает свои идеи с поразительным разнообразием — он также страстный поклонник автоспорта. По этой причине он был еще более полон решимости добиться успеха, когда еще в 1976 году взялся за индивидуальное оформление купе BMW.
Работая над своей черновой версией, Стелла ушел от своего обычного стиля рисования и искал вдохновения в технической ауре автомобиля. Результат: черно-белая квадратная сетка с точностью, напоминающая крупногабаритную миллиметровую бумагу. Внутри этой сетки по кузову проходят пунктирные линии, похожие на узор, что наводит на мысль о том, что Стелла, возможно, хотел вырезать автомобиль и собрать его в новой форме.
“Мой дизайн подобен чертежу, перенесенному на кузов”.
Сетчатый узор — характерная черта как раннего, так и более позднего творческого периода Стеллы — часто используется им как своего рода сцена, на которой разворачивается нарисованная драма. Для контраста, лакокрасочное покрытие, которое он создал специально для гонки в Ле-Мане, - это не сцена, а само действие.
Однако Стелла был против любой чрезмерной интерпретации его работы. Его собственная оценка была, во всяком случае, сдержанной: “Полученный рисунок следует рассматривать как приятное украшение”.
Купе Стеллы приняло участие в 24-часовой гонке 1976 года в Ле-Мане, но не вошло в число лучших на финише.
После своего дебюта автомобиль был выставлен на еще одну гонку, на этот раз на чемпионате мира среди производителей в Дижоне, Франция. Им должен был управлять Ронни Питерсон, автогонщик с мировым именем и один из друзей Стеллы. Однако Питерсон попал в аварию со смертельным исходом во время Гран-при Италии в Монце в 1978 году.
В память о своем друге Стелла создал серию картин под названием “Полярные координаты для Ронни Питерсона”.
А позже эта картина оказалась на одном автомобиле BMW. Не арт серии, но про нее мы тоже вам расскажем отдельно.
Фото: bmw.com
КУПИТЬ ПОСТЕР
Мы изготовили лимитированную серию постеров, посвященных BMW Art cars и конкретно этой BMW 3.0 CSL. У вас есть уникальная возможность украсить стену частичкой истории.