Истории автомобилей BMW
Motorsport M3 E30

Pro-Drive E30 M3

BMW M3 1990 года выпуска, доведенный до совершенства компанией Prodrive и спонсируемый Motul, остается иконой в мире ралли. Историческая и соответствующая эпохе ливрея Motul / Bastos известна во всем мире и очень типична для духа конца восьмидесятых и начала девяностых. А вот многочисленные победы в ралли француза Франсуа Шатрио и его второго пилота Мишеля Перена не так известны.
Спустя более 30 лет Перен рассказывает о тех славных днях ралли.
Мишель, вы с Франсуа выиграли вместе много раллийных чемпионатов. Можете ли вы рассказать нам, как начинался ваш путь?
В 1970 году, в возрасте 13 лет, я начал посещать ралли Тур де Франс со своим отцом. Однажды печально известный Анри Пескароло пронесся мимо на своей Mantra с двигателем V12 с волшебным и неограниченным звуком. Именно в этот момент моя автомобильная искра загорелась. Я вырос в семье петролхэдов: мой дед был кузовостроителем, а отец - кузовщиком и маляром.
Когда началась ваша карьера профессионального пилота?
Раньше я очень интересовался картами Мишлен, гулял по лесам и занимался своими делами. Однажды я понял, что эти навыки идеально подходят для того, чтобы стать вторым пилотом. В конце концов, я начал участвовать в шоссейных гонках в 1977 году, но только в 1984 году началась моя карьера. После ухода на пенсию другого второго пилота я стал профессионалом в 84. Вместе с моим хорошим другом Франсуа Шатрио, который был за рулем машины, мы финишировали вторыми в чемпионате Франции по ралли. Позже мы выиграли чемпионат в 1988 и 1990 годах на автомобиле BMW M3 Prodrive.
Поделитесь рецептом формулы победы на серийной М3.
Прямо с завода BMW M3 является чистокровным спортивным автомобилем. Несмотря на то, что он заднеприводный, что означает, что водителю приходится работать усерднее, автомобиль очень хорошо сбалансирован. Это чрезвычайно отзывчивый и идеальный автомобиль для ралли. Prodrive настроила четырехцилиндровый двигатель на мощность 285 л.с. и позволила ему развивать до 9000 оборотов в минуту. Поскольку Prodrive ориентирована исключительно на создание высокопроизводительных раллийных автомобилей, она очень хорошо владеет рецептом создания автомобилей, выигрывающих чемпионаты.
Мы соревновались в первые годы ралли. Все были на 100% сосредоточены на технической составляющей. Команда и спонсоры вносили изменения на каждую просьбу пилотов, чтобы улучшить характеристики машины.
Дальше дифирамбы Мотюлю и его вылизывание, не будем об этом))
В каких ралли вы еще участвовали?
После успехов, которых мы добились с BMW M3, дела действительно пошли в гору. Я перешел на ралли по бездорожью в 1992 году, в пару Пьеру Лартигу, выиграв ралли Дакар в 1994, 1995 и 1996 годах. Я также одержал множество побед и финишировал на подиуме во многих самых важных гонках по бездорожью, включая Ралли Туниса, ралли Атлас, Баха Италия, Испанская Баха и Баха Португалия. С 1993 по 1996 год мы выигрывали Кубок мира FIA по кроссу.

В 1997 и 1998 годах я снова переключился на ралли, участвуя в чемпионате Франции по ралли вместе с Патриком Маго. В 1998 году я стал менеджером команды подразделения Citroën по автоспорту, где я познакомился с молодым асом Себастьеном Лебом.

Шесть лет спустя я вернулся в гонки, чтобы делить кокпит с Герленом Чичеритом. В 2005 году я подписал контракт с командой Volkswagen Motorsport. Будучи штурманом Бруно Саби, мы выиграли Кубок мира FIA по кроссу в 5-й раз в моей карьере, включая победы на Ралли Марокко и Ралли Ориент, а также пятое место в Дакаре.
Ваша профессиональная карьера продолжалась?
Да, в 2007 году я ехал с Карлосом Сайнсом, и мы во второй раз выиграли Кубок мира по кросс-кантри, а также множество других ралли, включая ралли Дакар. В 2009 году BMW заключила со мной контракт в качестве штурмана Нани Рома на BMW X3, и в том же году я выиграл Baja Spain. В 2010 году на "Дакаре" мы отлично стартовали, выиграв первый этап, но после двух аварий нам пришлось отказаться от него на третьем этапе. В 2015 году я стал штурманом финского ралли-пилота Микко Хирвонена в X-Raid. В 2018 году я снова участвовал в ралли Дакар в качестве штурмана голландца Бернхарда тен Бринке на Toyota Hi-Lux для Toyota Gazoo Racing South Africa. Только в прошлом году, когда мне исполнился 61 год, я решил уйти из гонок высокого уровня, хотя предложения продолжали поступать.
Петролхэд - это навсегда?
Да, действительно. Даже сейчас, после того, как я официально уволился, я по-прежнему участвую со своей женой и Анри Пескароло в ралли старинных автомобилей и электрическом ралли в Монако. У меня VW Golf GTI MK1, а моя жена ездит на Fiat Innocenti Cooper.