Истории автомобилей BMW

Тюнинг-ателье Hartge

Для тех, кто еще не знаком, название Hartge принадлежит немецкому тюнинг ателье из Бекингена, на границе Франции и Германии, известному тем, что он производит замену заводских двигателей на серийных BMW на, изначально не предназначенные для их использования. Немецкая компания, основанная в 1971 году, стала популярной благодаря работе специалистов с моделями BMW, Mini, Juno и Range Rover. В 1985 году развивающейся компании был присвоен статус производителя в Германии, все автомобили, построенные с тех пор, получали Hartge Motorsport VIN вместо вина BMW.
Когда братья Хартге не участвовали в гонках, они устанавливали заводские двигатели BMW пятого и седьмого серий с большим рабочим объемом и большей мощностью в более компактные модели, такие как 3 Series. Одно из их творений, в частности Hartge H28, должно вызвать интерес как у коллекционеров, так и у энтузиастов.
Первой их моделью стала BMW E12 528i. В нее установили M30B35 с BMW 635CSi на 218 л.с. Двигатель был разобран и полностью собран заново. При этом были точно сбалансированы веса шатунов, отполированы впускные клапаны, проработаны камеры сгорания, поскольку они немного отличались друг от друга по объему.
Автомобиль HARTGE был оснащен 5-ступенчатой трансмиссией BMW 635CSi. Мощность передавалась на трансмиссию с блокировкой на 25%. Передаточное число оси 3,07 : 1 было относительно большим, но это давало более высокую конечную скорость.

В результате они обогнали саму BMW с их первой М535i E12 и появилась жесткая конкуренция со стороны HARTGE, а у покупателей альтернатива. Любой, у кого уже был BMW 528i, мог модернизировать его с помощью HARTGE и не терять в стоимости автомобиля за счет продажи автомобиля и вложений в новый BMW M 535i.
По сравнению с моделью BMW M535i, у HARTGE была немного более жесткая подвеска. Ходовая часть состояла из амортизаторов Bilstein. что в сочетании с рессорами Röchling занижало кузов на 30 мм, что позволило проходить быстрые повороты более плавно.
В целом, покупателю HARTGE пришлось бы выложить 47146 немецких марок против 43595 немецких марок за BMW M535i, но при этом получить более жесткий и быстрый автомобиль.
Затем, братья Герберт и Рольф Хартге, взяв за основу E30, установили в моторный отсек рядную шестерку M30 большего объема, которая обычно устанавливалась на автомобилях с индексом “-35i” в модельном ряду BMW 1982-1992 годов выпуска, включая модели 535i, 735i и 635CSi. В дополнение были добавлены выпускной коллектор, коленчатый вал, поршни, дифференциал с ограниченным проскальзыванием, стабилизаторы поперечной устойчивости, различные датчики и знакомые многим, культовые 11-спицевые колеса Hartge.
Заводская палитра BMW была дополнена традиционной маркировкой H28 и графикой по-бокам автомобиля, на котором было имя немецкого тюнера. Итоговый 210-ти сильный результат мог соперничать с 217-ти сильным E30 M3 Sport Evo II с двигателем S14 и южноафриканской 194-х сильной версией E30 333i с двигателем M30.
Как и 333i (выпущено ˜204шт) и M3 Sport Evolution II (выпущено ˜501шт), Hartge H28 еще более редкий экземпляр - Hartge построил менее 20 шт.
До 1987 года продажами занимался крупный дилер BMW Kohl Automobile, который затем сотрудничал с компанией Schnitzer. Герберт Хартге продолжил компанию в Бекингене. В 1989 году его братья Рольф и Андреас основали компанию Carlsson Autotechnik, занимающуюся тюнингом автомобилей Mercedes-Benz.
Фотографии из журнала 1987 года

BMW 6 СЕРИИ HS6

Предлагались и модели на базе BMW E24: Hartge H6S (240 л.с. / 335 Нм), H6SP (254 л.с. / 340 Нм) и H6-24 на базе M635 CSi (330 л.с. / 355 Нм). Изменения были внесены в основном в головку блока цилиндров, распределительный вал, клапаны, коллектор, выхлопную систему и шасси. У H6SP также были специальные поршни и модифицированный блок управления двигателем. Это был совершенно особенный автомобиль, сделанный на заказ.
Cколько было выпущено Hartge e24 неизвестно, но если у вас есть один, вам должно быть очень повезло!