Истории автомобилей BMW
BMW PROCAR BMW M1

Обзор: склад Фрица Вагнера

Добро пожаловать на склад Фрица Вагнера, где запчасти BMW M1 Procar ждут своего следующего назначения

Это радиатор M1, который он выбрасывает с дороги. Поправка: это радиатор от M1 Procar.
А вон там есть турбонагнетатель для M1 Group 5, который, похоже, временно взял на себя функцию дверного упора. Это потрясающее место.
Куда ни глянь, повсюду разбросаны запчасти – на полу, на чердаках, в сарае, на скотном дворе – и это исключительно детали M1 Procar.

Все эти детали в то время никому не были нужны”, - объясняет Фриц Вагнер. “Но я знал, что M1 Procar в какой-то момент станет важной машиной, поэтому я взял все это домой”. Разве он не был прав?

Вагнер не выглядит авторитетной фигурой. Но когда вы пробираетесь сквозь груды деталей и документов, вы понимаете, что он разбирается во всем, что касается M1 Procar. Фриц одержимый мечтатель, одержимый коллекционер и талантливый механик у которого есть все детали на М1 в его мастерской в Кольбермуре.

Этот склад находится примерно в 30 минутах езды к югу от Мюнхена и он не такой, каким вы себе его представляете. “Для меня, - объясняет он, - это началось в 1978 году, когда я впервые увидел новый BMW M1. Это была любовь с первого взгляда: самая красивая машина, которую я когда-либо видел. И я сказал себе: ”Однажды у меня должен быть такой".

Вагнер, гоночный механик, позаботился о том, чтобы его включили в проект M1 Procar еще до начала: “Это началось еще до первого сезона Procar в 1979 году. Я работал с проектом Рона Денниса "Project Four", где мы подготовили половину частных моделей M1 серии Procar. Osella в Италии делали вторую половину, а BMW собрала пять рабочих машин плюс одну запасную машину. За месяц до начала сезона мы все еще работали над созданием автомобилей”.

Позже Вагнер работал в Cassani Racing над автомобилями, управляемыми Хансом Штуком, Кристианом Даннером и Манфредом Винкельхоком.

Фестиваль аварий

С началом сезона 1979 года для всех поставщиков, участвующих в проекте, ситуация из напряженной превратилась в сумасшедшую. И в BMW Motorsport тоже.

Они производили запчасти так, как будто завтра не наступит”, - вспоминает Вагнер. “В 1979 году все производство Procar работало под полным страховым покрытием Omnium”. BMW заплатила около 10000 немецких марок – около 5600$ на тот момент – за страхование каждого автомобиля на год.

Однако расходы на ремонт не покрывались”, - добавляет он, качая головой. “Так получилось, что почти каждая авария означала замену автомобиля. А старые запчасти были просто выброшены в мусорное ведро. Никому не было дела”.

Вагнер ходил и собирал столько выброшенных деталей, сколько мог унести.

Это было невероятно”, - вспоминает он. “Макс Мосли, который руководил финансовой частью сезона Procar, давил на BMW, чтобы у них было не менее 15 машин, готовых к запуску в любой момент времени. Из-за всех происходящих аварий все это напоминало безумие, чтобы успеть подготовить достаточное количество новых деталей к следующей гонке.

Я был единственным, кто проявил интерес к старым запчастям”, - вспоминает он. “Я поторговался с Роном Деннисом из-за коробки передач. Я дал механикам немного денег на выпивку в обмен на запчасти. Это не всегда доставалось бесплатно, но на самом деле все они брали лишь малую часть от стоимости этих запчастей – и я был единственным, кто готов был отдать за них деньги.
В Мюнхене ребята из автоспорта выбросили бы все это. Опять же, я был единственным, кто пришел, чтобы забрать эти детали, прежде чем они были уничтожены. Я бы просто оставил их здесь, на полу, у себя дома. В то время я не имел четкого представления, что со всем этим делать, но я знал, что однажды это пригодится”.

Но в сезоне 1980 года все изменилось, поскольку страховая компания вежливо отказалась продлевать полис. “Как следствие, - продолжает он, - у меня есть тонны деталей 1979 года, но гораздо меньше с 1980 года. Теперь, когда командам пришлось самим расплачиваться за повреждения, они были немного осторожнее с запчастями”.

Запасной автомобиль Лауды

Но в этой удивительной коллекции есть нечто большее, чем отдельные детали. Машины, спрятанные слева и справа, - это что-то. Пока Вагнер показывает нам окрестности, он подходит к сараю в углу двора и приподнимает чехол одной из машин. “Возможно, вы знаете это”, - говорит он. Цвета Marlboro становятся заметными. Это невозможно!

Это запасной автомобиль, который был у Ники Лауды для финального этапа серии Procar в Монце в 1979 году”, - говорит он нам. “Лауда с самого начала положил глаз на титул. В конце концов, борьба за титул будет между ним и Стиком. Поэтому для Монцы Рон и Ники решили не полагаться на волю случая и держать наготове запасной автомобиль, если он понадобится. Это была эта машина.
“Я сам наносил наклейки на эту машину вместе с Роном Деннисом. Он уволил механика, который выполнял первую работу, т.к. был недоволен результатом. Мы переделали все наклейки вместе. Это было типично для Денниса. Он был бы в мастерской позади нас, подметая ее щеткой”.
Интересно, выдержало бы сердце Рона Денниса визит к Вагнеру?

В 1984 году Вагнеру удалось купить все оставшиеся запчасти Procar, которые оставались у BMW. “Для них проект Procar был завершен. Они обратили свое внимание на проект Формулы-1 с турбонаддувом Brabham, и их больше не заботила Procar M1. Они избавились от всего этого.

Вы можете себе представить? Они продали M1 Procar за 160 000 немецких марок (90140$) до уплаты налогов перед сезоном. А теперь BMW продавала заводские автомобили всего за 50 000 марок (28200$). В 1984 году за 100 000 марок (56200$), это четверть их реальной стоимости, я купил все запчасти, которые у них были. В Marchese в Италии мне удалось купить рамы и детали кузова от Italdesign.
Ему разрешили продавать любые детали, кроме двигателей, и BMW настояла на том, что, если им понадобятся какие-либо детали, они могут выкупить их обратно.

{$te}

Я работал как проклятый, чтобы все это профинансировать. Я был всего лишь скромным гоночным механиком; мне тоже нужно было зарабатывать деньги. И у меня никогда не было денег. Если бы я заработал 1000 марок, я бы потратил 1050 марок на запчасти M1. Я сказал своей жене, что она должна быть осторожнее с покупками и ходить в бюджетный супермаркет, потому что мне все время нужны были деньги на M1. В конце концов, она больше не могла этого выносить и ушла: "Я не вынесу еще одного M1", - сказала она. Я понял. Мы, кстати, прекрасно ладим”.

Прототип M1

Первым автомобилем M1 Procar, который Вагнер привез домой, был тот, который Ханс Стик эффектно припарковал на ограждении в Монако в 1979 году.
Походы Вагнера по мусорным бакам BMW привели к некоторым необычным находкам. Он показал дорогу к крошечному сараю. Здесь были припаркованы две машины.

Он указал на серийный номер серебристого автомобиля: 001.

Это самый первый M1, и на самом деле это единственный оставшийся прототип M1, построенный Lamborghini”, - говорит он. После того, как Lamborghini оказалась на грани банкротства, BMW организовала экстренную операцию по изъятию всех материалов, связанных с M1, из Сант-Агаты, где Lamborghini должен был приступить к производству M1.
Всего было пять прототипов”, - объясняет Вагнер. “Четыре были уничтожены во время краш–тестов. Остался только этот, но он тоже попал в аварию, он стоял в очереди на уничтожение, когда я его нашел.

Позже я отправился на поиски всех оставшихся деталей и восстановил его. Прототип отличается от финальной версии M1 рядом особенностей, в первую очередь дефлекторами в переднем капоте и. наличием 2х дворников. У него также другой интерьер, и на нем нет характерных значков BMW сзади”.

Двигатель тоже отличается, так как другая головка блока цилиндров снижает мощность; там, где серийный M1 развивал 277 л/с, этот имел всего 245.
Итак, примерно в 60 км от собственного музея BMW находится один из самых важных автомобилей марки – в сарае.

Что за машина, стоящая за этим?
О, это автомобиль Нельсона Пике, выигравший чемпионат Procar в 1980 году”, - объясняет Вагнер. “Это будет моя последняя реставрация’ прежде чем я передам все своему сыну Марко”. Автомобиль Пике был поврежден во время пожара и, опять же, бесцеремонно брошен BMW, только для того, чтобы его забрал Вагнер.

По мере продолжения экскурсии нас направили к двигателям, конечно они тут тоже есть.
Пять собранных двигателей M1 выстроились в ряд на деревянном полу одного сарая. Восемь коленчатых валов лежат на полках в другом, вместе с 23 головками цилиндров, несколькими поршнями, ступицами колес, тормозными суппортами, рычагами подвески и генераторами – все это разбросано по полу Вагнера.
Не волнуйтесь, - говорит он нам, - я знаю, где что лежит. Я просто не хотел все раскладывать.

Чтобы вы понимали вся эта коллекция деталей хаотично разбросана по половине первого этажа его 100-летнего дома и по множеству ветхих зданий во дворе.

Детали кузова, формы кузова и дверные рамы спрятаны на чердаке другого сарая, куда можно попасть только по стремянке. Старые фотографии и плакаты героев–гонщиков М1 - Ники Лауды, Нельсона Пике, Манфреда Винкельхока, Кристиана Даннера и Ханса–Йоахима Штука, приклеены на многих стенах. Один из старых шлемов Нельсона Пике лежит на задней части его Procar M1. Сиденья, колеса, пружины и выхлопные системы в сборе разбросаны по полу мастерской. Постороннему человеку невозможно увидеть какую-либо систему в организации Вагнера.

M1 всегда были моей страстью, но никогда не работой. Я всегда работал гоночным механиком. У моего сына Марко тоже другая работа”.

Тем не менее, Вагнер стал папой римским в M1 Procar. Здесь все еще можно найти давно утерянные оригинальные детали, такие как литой магниевый тормозной суппорт. “Мы можем починить или заменить. В любом случае, если вы хотите заменить деталь, я хочу, чтобы ваша оригинальная деталь была заменена на мою, чтобы я мог ее починить и снова иметь оригинальную деталь”.

Никогда не бывает самым быстрым

Сейчас в жизни Фрица Вагнера нет ничего другого, кроме его M1. “Я просыпаюсь, встаю с постели и начинаю работать здесь, - говорит он нам, - семь дней в неделю. Мне больше ничего не нужно”.

В мастерской ведутся работы над двумя автомобилями группы 5. В немецких классических гонках Вагнер является синонимом M1 Procar. На возрождении M1 Procar 2019 года в Norisring в формате празднования 40-летия серии стартовая сетка была заполнена несколькими автомобилями М1 из его мастерской.
Мы уже довольно давно участвуем в гонках на автомобилях M1 Procar”, - говорит он. “Поначалу мы всегда были самыми быстрыми M1 в этой области. Затем, около 10 лет назад, после всех модернизаций, внезапно наши M1 стали самыми медленными на трассе.

Но мы решили придерживаться нашей философии и сохранить оригинальность как самый важный фактор в наших автомобилях. Мы используем только оригинальные запчасти, которые использовались в то время. Для нас это демонстрация того, каким был BMW M1 Procar в свое время. Он никогда не был самым быстрым автомобилем в свое время, но все равно был особенным. Мы хотим, чтобы так и оставалось. Оригинальность - ключ к успеху”.
Оставался только один вопрос: как ему понравилось водить эти автомобили?
Он оглядывается назад, пораженный. “За рулем?” он отвечает. “Я на них не езжу. Для меня главное - работать над этими машинами. Я не забочусь о том, чтобы водить их”.