Истории автомобилей BMW
Motorsport

BMW Motorsport в Новой Зеландии в 70-80 года

История BMW Motorsport в Новой Зеландии насчитывает уже 4 десятилетия. В 1970-х годах, BMW прочно утвердилась в автоспорте Новой Зеландии благодаря BMW 2002 Ti. В 1980-х годах надежные BMW 635CSi и M3 приняли участие в нескольких национальных чемпионатах Новой Зеландии, а также пять лет подряд выигрывали в конце 80-х - начале 90-х изнурительные уличные гонки Wellington 500. В 1990-е годы BMW лидировала и восемь из десяти лет подряд выигрывала чемпионат NZ Touring Car Championship.
Сегодня мы расскажем про 70 и 80-е.
Еще в июле 1967 года Росс Дженсен из Ross Jensen Motors, которая тогда располагалась в Окленде, подписал соглашение с BMW в Германии на импорт и продажу автомобилей BMW в Новой Зеландии. Неудивительно, что автомобили BMW, в свою очередь, планировались использовать в гонках Новой Зеландии, потому что сам Росс Дженсен был активно связан с автоспортом. Он был бывшим чемпионом Новой Зеландии, в том числе выиграл Золотую звезду 1956/57 на спортивных автомобилях Ferrari 750 Monza и Austin Healey 100S. Он также был чемпионом Gold Star 1957/58 за рулем одноместного автомобиля Maserati 250F от Стирлинга Мосса. В 1961 году Росс стал чемпионом Новой Зеландии в кузове седан за рулем Jaguar Mk2 3.8.

70-е

Благодаря сильному интересу Росса Дженсена к автоспорту он, в лице Ross Jensen Motors, оказывал поддержку новой модели 1969 года BMW 2002 Ti Alpina Роджера Андерсона. Его выдающийся успех на BMW 2002 в летнем сезоне 1969/70 был настолько велик, что Роджер занял первое место в классе туринговых автомобилей NZ 1001cc-4200cc и стал абсолютным победителем New Zealand National Touring Car series. В 1970 году к Роджеру присоединились его коллеги-гонщики на BMW 2002 доктор Дик (Док) Лэнгли и Пол Адамс.
Роджер Андерсон – BMW 1969 2002 Ti Alpina
Пол Адамс был хорошо известен своими навыками вождения в ралли, а также своими кольцевыми гонками на своем BMW 2002. Вместе со штурманом Доном Фенвиком, Пол выиграл главное раллийное событие Новой Зеландии - ралли "Серебряный папоротник" 1970 года на своем BMW 2002 Ti Alpina. В том ралли также участвовал Джок Фримантл за рулем самого первого BMW 2002, привезенного в Новую Зеландию в конце 1968 года.
Грант Клегг в бывшем автомобиле Пола Адамса 1971 BMW 2002 Alpina Ti в 2010 году
Интересно отметить, что BMW 2002 Ti Alpina Роджера Андерсона и BMW 2002 Ti Alpina Пола Адамса все еще с нами сегодня – автомобиль Андерсона теперь принадлежит бывшему президенту BMW Club Алану Уокеру, а автомобиль Адамса принадлежит Гранту и Джо Клеггу.

Другие пилоты выбирали BMW 2002 в различных вариантах, например Стив Миллен в 1972 году установил американский турбокомпрессор Rajay на свой BMW 2002 Ti Alpina – это было по крайней мере за год до того, как BMW установили свои собственные турбины KKK на ограниченный тираж BMW 2002 turbo. Автомобильные гонки на длинные дистанции стали популярными в Новой Зеландии в 1970-х годах, и высокая надежность автомобилей BMW позволила им добиться значительных результатов, в том числе и Полу Адамсу, который занял 2 место в гонке на 100 кругов "Shell 100 Production Car", состоявшейся в Левине 6 октября 1974 года. Кен Адамсон был еще одним пилотом, кто добился успеха с BMW 2002 в гонках на выносливость.

Получив право на импорт BMW в Новую Зеландию, Росс Дженсен в 1972 году открыл дилерскую сеть в Новой Зеландии, и неудивительно, что дилерские центры достались его бывшим друзьям-автогонщикам, в том числе Тони Шелли из Shelly Motors в Веллингтоне и Рэю Арчибальду из Archibalds Garages в Крайстчерче. Вместе с другими дилерами BMW в Гисборне, Хэвелок-Норте и Инверкаргилле, а также сервисными центрами в Тауранге, Роторуа, Таупо, Палмерстон-Норте и Нельсоне гонщики BMW motorsport по всей Новой Зеландии теперь получили профессиональную поддержку своих гоночных автомобилей BMW.
В январе 1976 года Брайан Редман (из Великобритании, но базирующийся в США) принял участие в международной серии Питера Стайвесанта в Новой Зеландии 1976 года. Дважды становясь победителем чемпионата L&M среди автомобилей Формулы 5000 в США, Редман управлял новым автомобилем Chevron B29 F2, принадлежащим Фреду Оперту, оснащенным двигателем BMW M-Power 2000cc. Спонсорство в серии NZ включало спонсорство от Ross Jensen Motors. Новозеландец Дик Беннеттс (позже получивший известность в Великобритании со своей компанией West Surrey Racing) был механиком Редмана. Маленький BMW Chevron был единственным автомобилем объемом 2,0 литра против гораздо более мощной линейки автомобилей Формулы 5000cc с двигателем V8, но Редман занял очень убедительное 4 место в NZIGP 1976 года, который проходил в Пукекохе. Он также был 2 в Манфейлде и квалифицировался 6 на гонке Lady Wigram Trophy в Крайстчерче, но сошел с дистанции из-за проблем с двигателем. На Теретонге он квалифицировался 7, а когда боролся за второе место, проехав две трети дистанции, был вынужден сойти с дистанции из-за болтающегося заднего колеса. В 1976 году в серии NZ Редман показал, что с маневренной машиной и надежным двигателем BMW M-Power возможны хорошие результаты против гораздо более мощного противника.
Брайан Редман, Chevron B29 BMW 2000cc – Teretonga 1976

80-е

Во втором десятилетии, начиная с сезона 1984/85 должен был начаться длительный успех марки BMW в NZ motorsport.

Невилл Крайтон импортировал быстрый и надежный туринговый автомобиль BMW 635CSi 1984 года выпуска, созданный для него командой Фрэнка Гарднера JPS (Австралия). Кент Бейджент привез BMW 635CSi бывшей команды Schnitzer (номер шасси RA 2/035), которым управляли Дитер Квестер / Ханс Стик в чемпионате Европы 1983/84.

Чемпионат Новой Зеландии по серийным авто (серия Benson & Hedges) проводился на трех трассах в октябре и ноябре 1984 года. Кент Бейджент и Нил Лоу на своем BMW 635CSi № 3 белого цвета лидировали в первой гонке серии, 4-часовой гонке Manfeild, пока не взорвался перегруженный аккумулятор, выведя из строя систему управления двигателем, что, в свою очередь, привело к их вылету. Благодаря этому, Невилл Крайтон и Уэйн Уилкинсон заняли первое место в Manfeild на черном 635CSi № 4. Бейджент / Лоу снова лидировали на Baypark, но с двигателем опять что-то случилось, так что Крайтон / Уилкинсон снова одержали победу.
Baigent и Lowe выиграли заключительную 6-часовую гонку, которая состоялась в Пукекохе 28 октября 1984 года, а Крайтон / Уилкинсон 635CSi заняли второе место. Во время гонки в Пукекохе штурман Лоу рано заехал в боксы и обнаружил, что Бейджент не готов возобновить гонку, поэтому Лоу пришлось самому проехать последние 3 часа 45 минут в Пукекохе. Он был измотан, когда увидел перед собой клетчатый флаг. По общим результатам в трех гонках серии B & H Крайтон / Уилкинсон заняли первое место в чемпионате Новой Зеландии, а третье место в серии досталось Baigent / Lowe на их 635CSi.
Нил Лоу на BMW 635CSi Кента Бейджента. Первое место в 6-часовой гонке B& H, Пукекохе 1984
Невилл Крайтон / Уэйн Уилкинсон на BMW 635CSI. 2–е место в 6-часовой гонке, Пукекохе 1984
Шесть гонок чемпионата NZ Touring car championship (серия ANZ Touring Car) для автомобилей группы A, были проведены в конце 1984 и начале 1985 года, и Кент Бейджент выиграл все три гонки, проведенные в Манфейлде, Бэй-Парке и Пукекохе на своем 635CSi. Невилл Крайтон занял второе место в двух гонках. Кент Бейджент выиграл чемпионат NZ Touring Car Championship 1985 года и серию NZ Touring Car Series для автомобилей группы A.
Кент Бэйджент на BMW 635CSi. 1-е место в ANZ Touring Car Series. Pukekohe 1984/5
Эмигрант Киви Джим Ричардс выиграл чемпионат Австралии по турингу 1985 года в своей команде JPS на BMW 635CSi. Байджент / Лоу на своих 635CSi также участвовали в гонках серии и финишировали на 5ом месте в 1985 году в Bathurst 1000.

Сезон 1985/86 начался с трех гонок ‘B & H series’, проведенных в октябре и ноябре в Манфейлде, Бейпарке и Пукекохе. В 3-часовой гонке в Манфейлде, состоявшейся 20 октября 1985 года, Кент Бейджент лидировал, когда он и Денни Халм серьезно столкнулись и его 635CSi была полностью разбита.
Тревор Кроу купил бывший JPS Crichton 635CSi, и вместе с австралийцем Тони Лонгхерстом финишировал на 4ом месте. Кроу / Лонгхерст выиграли 2,5-часовую гонку в Бэй–Парке, состоявшуюся 27 октября 1985 года, и 6-часовую гонку в Пукекохе 17 ноября 1985 года - они стали чемпионами в новозеландском чемпионате 1985 года.
Чемпионат NZ ANZ Touring Car Championships 1986 года с четырьмя этапами начался в Бейпарке 29 декабря 1985 года. Бывший чемпион по мотоспорту Грэм Кросби ехал на своей BMW 635CSi (номер шасси RA001) и финишировал 4ым. Тревор Кроу выиграл ту гонку на своем 635CSi.
Следующий этап состоялся в Пукекохе 5 января 1986 года и Кроу занял 2ое место, Кросби 4ое, а Чарли О'Брайен 5ое - все на автомобилях BMW 635 CSi.
Третий этап состоялся в Манфейлде 12 января 1986 года, и Кроу финишировал 4ым.
Финальный этап состоялся в Уигрэме 19 января 1986 года, и Кроу занял 1ое место. В итоге, Кроу занял общее второе место в группе A чемпионата NZ Touring Car (ANZ Touring Car series).

26 января 1986 года в Веллингтоне прошла гонка Nissan Mobil 500. Из 5-ти BMW, финишировала только одна 635CSi. Джон Мортон и Джим Ричардс квалифицировались 18-м на своей белой машине #3 Team McMillan, но сошли с дистанции.
Грэм Кросби и Лью Маккиннон управляли желто-синей машиной Кросби #6 и финишировали на 6ом месте, проехав 187 кругов, на 17 кругов отстав от победителя, который проехал 204 круга.
Джим Киф и Струан Робертсон квалифицировались 16ми на своем темно-красном 635CSi #20, но сошли с дистанции всего через 2 круга, когда машина перегрелась и выдавив прокладку головки.
Тревор Кроу и Тони Лонгхерст квалифицировались 5ми, а их черный #31 635CSi, теперь при спонсорской поддержке Арчибальда, лидировал в гонке, но из-за редкого отказа передней подвески они сошли с дистанции. Австралиец Чарли О'Брайен и Гленн Макинтайр из Веллингтона прошли квалификацию на 8ом месте на 635CSi #7, но тоже сошли с дистанции.
Кросби / Маккиннон на желтой 635CSi и О'Брайен / Макинтайр на красной 635CSi. Веллингтон 1986
Кросби / Маккиннон заняли общее 1ое место в итоге в серии Nissan-Mobil 1986 года, заняв 6ые места в 2х гонках.
Грэм Кросби на BMW 635CSi (шасси RA001)
Чемпионат 1986/87 годов начался в Манфейлде в октябре 1986 года, и Эд Ламонт / Грэм Кэмерон заняли первое место на своем BMW 325i черно-золотого цвета (бывший JPS). В следующих гонках, проходивших в Бейпарке и Пукекохе, Ламонт / Кэмерон были на 3 месте и, таким образом, выиграли чемпионат Новой Зеландии 1986 года.

После 1 и 2 этапов в Австралии, последние три этапа нового чемпионата South Pacific Touring Car Championship (серия Simpson Appliances) начались в Манфейлде 30 ноября 1986 года с 3-часовой гонки. Тревор Кроу приобрел черно-серебристый BMW 635CSi (в отличие от обычных черно-золотых автомобилей JPS) и занял 2ое место в Манфейлде и в 3-часовой гонке в Бейпарке.
14 декабря 1986 года в Пукекохе состоялась 3-часовая гонка. В 1 класс группы A (для автомобилей свыше 2501 куб.см) вошли пять автомобилей 635CSi – #7 Чарли О'Брайен / Гленн Макинтайр, #8 Деннис Родерик / Джон Инглиш (Австралия), #10 Джон Соренсен / Брайан Масгроув, #31 Тревор Кроу и #91 Грэм Лоример / Тони Лоуренс.
Во 2 класс группы A (для автомобилей 1601-2500 куб.см) были #24 Денни Халм / Билл Брайс на BMW 325i ex-JPS и #25 325i Эда Ламонта. Тревор Кроу сначала столкнулся в повороте с другими автомобилями, а затем сломал двигатель, что привело к вылету. У Халма порвался ремень и он тоже вылетел. О'Брайен /Макинтайр на 635CSi заняли 1ое место, а Лоример/Лоуренс 3.
Далее состоялись гонки чемпионата Новой Зеландии: 28 декабря 1986 года в Бейпарке, 4 января 87 года в Пукекохе, 11 января 87 года в Манфейлде и 18 января 87 года в Леди Уигрэм. Гленн Макинтайр за рулем своего BMW 635CSi стал чемпионом NZ Touring Car 1987 года.

В 1987 году в Веллингтоне состоялись две гонки Nissan-Mobil. Первое соревнование состоялось 24/25 января 1987 года. Было заявлено четыре автомобиля BMW 635CSi, и только три финишировали – красная #7 О'Брайена / Макинтайра финишировала на 3 месте, отстав на 1 круг от лидера, #8 Аллана Миллигана / Эйвона Хайда финишировал 6ым, черный #31 Кроу / Ричардса сошел с дистанции и #91 серебряный DSIR Грэма Лоримера / Фила Майра, финишировал 7м.
Серия продолжилась в Пукекохе 1 февраля 1987 года – Лоример/Майр финишировали 13ми.
В сезоне туринг-каров 1987/88 годов в Новой Зеландии были представлены 10 BMW (до 2500 куб.см), в дополнение к 4 автомобилям (более 2500 куб.см), в том числе три 635CSi. В младшем классе два итальянца, Роберто Равалья и Эмануэле Пирро, квалифицировались на 3ем месте на своем BMW M3 Schnitzer #46 и закончили гонку на 2м, всего на 15 секунд отстав от победителя в четырехчасовой гонке.
Также за рулем Schnitzer M3 были Роланд Ратценбергер (Австрия)/ Маркус Острайх (Германия) на M3 #40, которые квалифицировались 9ми и финишировали 6ми. Автомобиль #41 BMW Motorsport M3 Альтфрида Хегера (Германия) / Тони Лонгхерста квалифицировался на 18м месте и финишировал 7м. BMW 325i #44, под управлением Пола Радисича / Людвига Финауэра (Австралия), квалифицировался 27м и финишировал 10м. 2 немца из Scwaben Motorsport на BMW M3 #62, заняли 22е место в кале и финишировали 12ми, в то время как автомобиль 635CSi #31 белого цвета под управлением Джона Соренсона/ Кейна Скотта квалифицировался 32м и финишировал 15м. 33е место в квалификации занял #27 635CSi, австралийцев Рэя Галсона/Грэма Галсона, которые финишировали 17ми. Джим Ричардс и Тревор Кроу ехали на M3 #53 в ливрее Cardinal Network, но квалифицировались 8ми, а в гонке заняли лишь 19е место.
Чарли О'Брайен на #14 635CSi, финишировал 20м.
Лишь 20 из 38 стартующих автомобилей добрались до финиша. Ярко-желтый 635CSi был в квале 36м, но не участвовал в гонке.
Второй гонкой в серии стал классический заезд Benson & Hedges 500 на длинной трассе Пукекохе, состоявшийся 1 ноября 1987 года. Джанфранко Бранкателли (Италия) объединился с Алланом Грайсом (Австралия) на M3 #42 и заняли первое место.
На третьем месте были Тревор Кроу и Робби Франчевич на M3 Cardinal Freight. Белая BMW 635CSi #31 Джона Соренсона/Кейна Скотта финишировала 5ой.
Международная гоночная серия B & H 1988 года началась в Манфейлде 2-3 января 1988 года, продолжилась в Бейпарке 9-10 января 88 года, затем в Пукекохе 16-17 января 88 года, Вигрэм 23-24 января 88 года и завершилась в Тимару 30-31 января 88 года.

Если честно, я устал перечислять все позиции (нахер оно кому надо??), так что ограничимся тем, что Тревор Кроу на своем BMW M3 стал чемпионом NZ Touring Car 1988 года.
Сезон 1988/89 ознаменовался началом непрерывной пятилетней серии побед автомобилей BMW M3.
Тревор Кроу и Марк Тэтчер на M3 выиграли Тихоокеанско-Азиатский чемпионат FISA по турингу.
Международная серия Benson & Hedges 1989 года проходила в Бейпарке, Пукекохе, Манфейлде и Уигрэме. Кейн Скотт на BMW M3 #53, занял 1е место в гонке.
Бретт Райли на своем bmw M3 от Bill Bryce занял 2е место в чемпионате NZ Touring Car Championship 1989 года, а Марк Петч на 325i занял 1е место в классе 2 (до 2500 куб. см). Кейн Скотт на Petch M3 занял 3е место.
Сезон 1989/90 начался с очередной победы белой M3 #1 team Schnitzer при спонсорской поддержке Sony и Cardinal, под управлением Эмануэле Пирро/Роберто Равалья. 2 и 4 места тоже остались за М3.
Опять куча статистических данных, но достаточно того, что в итоге Денни Халм на M3 занял 2е место в чемпионате 89-90.
Денни Халм / Пол Радисич – BMW M3

{$te}